Как собака и локомотив научили аутистов разговаривать

Как собака и локомотив научили аутистов разговаривать - Ветеринар

Источник: iStockphoto/Thinkstock

Возможно, для всего мира вы только лишь человек, однако для некоторых людей вы — весь мир Габриэль Гарсия Маркес

Когда родители ждут рождения ребенка, они часто волнуются о том, будет ли он здоров. Как только он или она возникает на свет, они с нетерпением ждут первого крика и диагноза доктора. Когда они узнают от специалиста, что состояние ребенка обычное, они испытывают смягчение и с удовольствием строят планы на будущее. Привлекают внимание только трудности в контакте и оригинальное поведение ребенка. Любой человек с аутизмом испытывает проблемы с общением, воображением, социальным взаимодействием или контролем своего поведения. Не обращая внимания на широкую популярность, аутизм часто диагностируется поздно.

Нарушения, которые связаны с установлением отношений с иным человеком, характерны для работы аутичных людей. Часто хорошей терапией здесь оказываются процедуры с животными: собаки — дога-терапия, лошади — иппотерапия, дельфины — дельфинотерапия, кошки — кошачья терапия. Ребенок, который принимает контакт с животными и устанавливает с ними отношения, понемногу начинает открываться окружающему миру и разрушает барьеры общения.

Фильм “Том и я” рассказывает историю конкретно такой дружбы между аутистом и собакой. Английская драма постановщика Саймона Шора основывается на фактах. Главный герой — Дейл Дж. Гарднер, описанный в воспоминаниях собственной матери в книге “Мой друг Генри” (в фильме имена изменены). В раннем возрасте Дейл испытывал страхи. Он боялся машин и толпы. На улицах и в магазинах у него случались истерики. Он бросался на землю и кричал. Он особенно расстраивался, когда слышал “молодец” или “я горжусь тобой”. Аутист Дейл вспоминал о собственной реакции спустя десятилетия после выхода книги так: — Я ненавидела, когда мама или отец говорили “хорошо”. Это было одно из тех слов, которые меня ужасно раздражали. (…) А фразы типа “я горжусь”, которые были мне непонятны, накапливали разочарование и имели тот же раздражающий эффект. Поэтому я обхватывал голову кулаками или бился ею обо что-то. Я хотел вынять из нее раздражающие чувства, вызванные раздражающими словами”, — вспоминает он.

Изоляция также характерна для аутизма. Дейл лучше всего ощущал себя в своем личном мире. Мальчик не играл с детьми и убивал время в одиночестве. У него также был обычный докучливый интерес — поезда. Он часто смотрел собственный любимый сериал, основным героем которого был паровоз Генри, и у него даже была коллекция локомотивов из любимого сериала. Дейл комментирует это наваждение: — Я бегал, так как мне нравилось представлять, что я поезд (…) Бег успокаивал меня и делал счастливым.

В определенный момент родители, уставшие и потерявшие надежду достучаться до собственного ребенка, решили приобрести ему собаку. Щенка назвали Генри, как и его любимый локомотив. С этого периода поведение мальчика начало понемногу меняться. В первую же ночь Дейл подарил щенку собственное любимое одеяло с изображением поезда. Он прочно укутал его и побудил уснуть. Вследствие того, что щенок научился писать во дворе, Дейл начал справлять собственные телесные потребности в туалете. Собака Генри стала первым живым другом мальчика. Он дал ему чувство безопасности и решительности. Молодой попечитель ощущал себя счастливым, когда люди восхищались его питомцем. Собственно с Генри и о нем он начал первый в собственной жизни разговор с неизвестной женщиной на улице. Собственно с Генри он начал говорить полными предложениями. Мальчик разговаривал с собственной собакой, родители его игнорировали.

Дейл вспоминает собственную собаку так: — Генри был очень ласковым, дружелюбным и общительным. Мне понравилось мудрое выражение его мордочки. Я всегда ему доверял. И я ощущала себя в абсолютной безопасности рядом с ним. По его глазам можно было прочесть все. Они были так великолепны. Смотря на них и на выражение его лица, я поняла, что он ощущает. Морда Генри имела ограниченное выражение. Поэтому мне было легче понять его, и это дало мне чувство безопасности и решительности. Меня радовало то, что он всегда требовал внимания. И я ощущал себя счастливым, когда люди восхищались им и хотели побеседовать со мной о нем”, — вспоминает он. Благодаря собаке родители нашли способ связаться с собственным сыном. Они разговаривали с ним через Генри: делали вид, что это собака говорит с мальчиком, а потом сын отвечал. Через определенный промежуток времени он начал беседовать со всеми.

Дейл позаботился о собаке. Когда Генри был очень болен, он проводил с ним много времени, гладил его и разговаривал с ним. Он научился называть чувства. Он в конце концов исполнил мечту собственной мамы, когда признался, что любит ее. Сейчас Дейл живёт полной жизнью — он окончил школу и поступил в колледж на педагогический факультет. В 2006 году Генри достаточно ответственно заболел. Дейл согласился уменьшить собственные страдания. При лечении он все время держал его на руках. Это слова Дейла в мемуарах, написанных его матерью. — Генри руководил мной на протяжении всего моего детства, и благодаря этому я смог помочь ему в конце, когда он нуждался во мне. Это было самое трудное, что мне когда-либо приходилось делать в жизни, однако благодаря моей собаке меня больше не пугает мысль про то, что я могу стать взрослым и ответственность, которая с этим связана. Я сделала вывод, что никогда не подведу собственную удивительную собаку. Я хочу, чтобы он гордился мной, как я всегда буду гордиться им.

Такие книги и фильмы вынуждают нас более благосклонно смотреть на наших четвероногих друзей. Я лично стала больше ценить дружбу моей дочери с ее лабрадором. Теперь я вижу, как важна для нее наша собака и как развивается их игра.

Фильм: Том и я (После Томаса), Саймон Шор, 2006 г. Книжка: Нуала Гарднер, Мой друг Генри, издательство “Галактика”, 2008 г.

close